МБОУ "СОШ № 8 г. Петровска"
 город Петровск Петровский район, Саратовская область
  • Функциональная грамотность

    Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования.

    Министерство просвещения РФ приоритетной задачей видит повышение качества образования в ходе внедрения  ФГОС и формирования функциональной грамотности учащихся с учетом перспективных направлений развития отечественных и международных исследований.

    В этой связи, в рамках реализации национального проекта «Образование», Минпросвещения России реализуется комплекс мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся.

    Формирование функциональной грамотности обучающихся — одна из основных задач ФГОС

    Виды функциональной грамотности

    Федеральные документы

    Региональные документы

    Муниципальные документы

    Школьные документы

    Минпросвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.

    Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:

    формирование банка заданий;
    формирование проектов тренировочных работ;
    прохождение тренировочной работы  обучающимися в режиме реального времени;
    проверку развернутых ответов экспертами;
    накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.
    На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ).

    В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ.

    После авторизации на Платформе становится доступен функционал создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала (КИМ) с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться прогресс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости ее проверки.

    В целях обеспечения возможности повторного участия в мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.

    Ссылки на банк заданий и другие полезные ссылки по формированию и оценке функциональной грамотности

    Информационно-методическое сопровождение

    Памятки и пособия для учащихся и родителей

    - Читательская грамотность

    - Математическая грамотность

    - Финансовая грамотность

    - Естественно-научная грамотность

    - Глобальные компетенции

    - Что значит быть грамотным в XXI веке

    - Что нужно знать о функциональной грамотности родителям

    - Как развивать функциональную грамотность. Рекомендации для родителей

    - Профилактика буллинга в детском коллективе

    - Как не стать жертвой и почему не стоит нападать на других

    - Что делать если ваш ребенок вовлечен?

    - Руководство по противодействию и профилактике буллинга

    Общие подходы к формированию функциональной грамотности

    Сомневаетесь? Не знаете, с чего начать?

    1. Презентация «Общие подходы к оценке функциональной грамотности учащихся основной школы», автор Г.С. Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования ФБГНУ ИСРО РАО.

    2. Вебинар «Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики» (в том числе презентация для скачивания), ведущая О.Б.Логинова, кпн, руководитель центра развития и управления качеством продукта издательства «Просвещение»

    Общие понятия. Примеры заданий. Пособия для учителей.

    3. Презентация «PISA. Учимся для жизни», автор Колесникова Надежда Борисовна к.п.н., главный редактор АО «Издательство «Просвещение»

    Как мы выглядим на фоне других стран? Результаты, аналитика.

    4. Презентация Г.С.Ковалевой «Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования)».

    5. О.Б.Логинова. Почему в основной школе в сравнении с начальной падает качество образования? Аналитические материалы

    Для педагогов

    Читательская грамотность

    Читаем для жизни

    1. Модель читательской грамотности
    2. Основные подходы к оценке читательской грамотности Материалы подготовлены Г.А. Сидоровой, М.И. Кузнецовой, Ю.Н. Гостевой, Л.А. Рябининой, Т.Ю. Чабан.
    3. Вебинар «Оценка читательской грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». 16 марта 2018 г.

    Математическая грамотность

    Решаем для жизни

    1. Модель математической грамотности
    2. Основные подходы к оценке математической грамотности. Материалы подготовлены Л.О. Рословой, К.А. Краснянской, О.А. Рыдзе, Е.С. Квитко.
    3. Вебинар «Оценка математической грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». 16 марта 2018 г.

    Естественнонаучная грамотность

    Исследуем для жизни

    1. Модель естественнонаучной грамотности
    2. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности Материалы подготовлены А.Ю. Пентиным, Е.А. Никишовой, Г.Г. Никифоровым
    3. Вебинар «Оценка естественнонаучной грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». 16 марта 2018 г.

    Финансовая грамотность

    Учимся быть финансово благополучными в жизни

    1. Модель финансовой грамотности
    2. Основные подходы к формированию финансовой грамотности Материалы подготовлены Е.Л. Рутковской, Е.С. Корольковой, А.В. Половниковой, А.А. Козловой
    3. Вебинар «Оценка финансовой грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». 21 марта 2018 г.

    Глобальные компетенции

    Учимся решать проблемы глобального характера

    1. Модель глобальной компетенции
    2. Основные подходы к формированию глобальных компетенций Материалы подготовлены С.Е. Дюковой и Т.В. Коваль.
    3. Вебинар «Новое направление международного исследования PISA-2018 – оценка сформированности глобальных компетенций». 28 марта 2018 г.

    Креативное мышление

    Учимся подходить к решению проблем творчески

    1. Основные подходы к формированию и оценке креативного мышления Материалы подготовлены: Н. А. Авдеенко, М. Ю. Демидовой, Г.С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, А. М. Михайловой, С. Г. Яковлевой.
    2. Презентация «Мониторинг формирования креативного мышления»
    3. (подготовка к исследованию PISA-2021), автор Логинова О.Б.

    Полезные ресурсы


    Публикации о международных исследованиях

    1. На сайте Центра оценки качества образования ФБГНУ ИСРО РАО содержится краткая характеристика различных международных исследований и результаты участия России по годам проведения. Также здесь выложен материал о национальных исследованиях качества образования
    2. Отчет о результатах PISA 2018 Report_PISA2018kr.pdf

    Методики и инструментарий исследований по оценке качества образования

    1. Центр оценки качества образования ФБГНУ ИСРО РАО
    2. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
    3. Национальная программа повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»
       

    'Методические материалы для анализа занятий по внеурочной деятельности “Формирование функциональной грамотности”:'

    1. Анализ занятия по креативному мышлению
    2. Занятие по креативному мышлению
    3. Анализ занятия на математическую грамотность
    4. Занятие на математическую грамотность
    5. Карта анализа занятия по внеурочной деятельности, направленного на развитие функциональной грамотности обучающегося

    Материалы,  разработанные Банком России в целях профилактики преступлений в сфере компьютерной информации, телефонных, банковских мошенничеств и повышения грамотности у граждан можно скачать по ссылке

    Банк заданий

    В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

    1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

    2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций  Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

    3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

    4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

    5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

    6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

    Демонстрационные материалы мониторинга формирования функциональной грамотности: задания, критерии оценивания.

    1. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся
    2. Курсы повышения квалификации Академии «Просвещение» («Формирование функциональной грамотности обучающихся как одна из приоритетных задач школы»)
    3. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie